Несмотря на население в 10 тысяч жителей, Форт-Уильям — второй по величине населенный пункт в Хайлендс. Сколько из этих десяти тысяч заняты в туризме — статистика умалчивает.
Дело в том, что Форт-Уильям является одним из туристических центров Шотландии благодаря своему соблазнительному расположению: через него проходит дорога на живописный остров Скай, недалеко расположена долина Гленко, а совсем уж в пешей доступности есть несколько гор, среди которых и Бен-Невис, высшая точка Британских островов.
По телеку вещает BBC Alba, единственный в мире канал на гаэльском языке, в пабах подают традиционный шотландский хаггис, на центральной улочке радующиеся редкому солнцу пенсионеры обсуждают погоду — в общем, жизнь течет своим чередом.
Мы решили, что раз уж приехали, то грех не покорить главную вершину Великобритании, и наутро отправились в путь.
На самом деле восхождение на Бен-Невис — это не бог весть какое достижение (в год его совершают около ста тысяч человек), но все же требующее приемлемой физподготовки, хорошей обуви и какого-никакого упорства. Весь путь туда-обратно занимает 6-8 часов, атлеты проходят его за 4, абсолютный рекорд составляет 85 минут.
Главная опасность — это погода. 350 дней в году вершина горы затянута облаками, и при определенном невезении можно в условиях плохой видимости оступиться и улететь в пропасть. Что собственно стабильно и происходит несколько раз в году.
Но не будем о грустном. Сложно рассказывать про местную природу, не пускаясь в восторженные всхлипы. За 1 346 метров горы можно увидеть всю палитру “Властелина колец” Питера Джексона, и плевать, что там Новая Зеландия. Настоящее Средиземье — оно здесь.
Низовья — это сочные зеленые холмы, где среди деревьев и зарослей папоротника щиплют травку упитанные барашки.
Метров через 500 краски начинают тускнеть, деревья остаются позади.
Через 700 метров уже только ветер гоняет волны на холодных горных озерах и теребит пожухлую траву.
Где-то здесь, на середине пути, расположен водопад со студеной водой, которую каждый восходящий обязан набрать во флягу и выпить по пути.
А дальше начинается уже форменный Мордор. Остатки растительности сдаются под натиском суровых каменистых пород, и гостеприимная тропка постепенно сменяется острыми скалами.
Небо затягивает тучами, ледяной ветер сшибает с ног, и по лишайнику мы делаем последний рывок на вершину.
Вот и она!
В 19 веке здесь каким-то чудом существовала обсерватория. Теперь от нее остались рожки да ножки. Да укрытие от непогоды.
Ну что, пора идти обратно.
Замечательный день!