Два крупнейших населенных пункта Шотландии — Глазго и Эдинбург — разделяет 65 километров и годы соперничества. В то время, как в остальной части страны тысячелетиями ровным счетом ничего не происходит, Глазго и Эдинбург — это как восточный и западный берега США, которым непрерывно нужно выяснять, кто круче.
Но ответ конечно же очевиден. Круче Эдинбург.
Примерно 2/3 пути от Инвернесса мы проехали с отменным парнем Робертом, бухгалтером по жизни, путешественником-экстремалом в душе, который мчался по шоссе, надеясь на полпути догнать поезд до Эдинбурга, чтобы пересесть на него и спокойно сводить там дебет с кредитом на ноутбуке.
Несмотря на спешку, он сделал крюк, чтобы показать нам живописную горную речку, и настаивал чтобы мы в ней искупались. “Какая температура? Ну градусов 13 может. Холодно что ли? Вы посмотрите какая красота! Неужели не хочется окунуться?!”
В конце концов Роберт пересел на поезд, даже не заперев машину (“Да я и дом не закрыл сейчас, у нас в Шотландии не воруют.”), и мы остались на какой-то заброшенной станции.
Прекрасное место для автостопа. Можно часами стоять и не надоест.
Еще за две попутки мы достигли города.
Если отбросить всю туристическую мишуру (которой тут куда больше чем могло бы быть), то Эдинбург как ни один другой город мира дает представление о том, что такое аутентичное, мрачное средневековье.
Исторический центр составляет собой хитрый лабиринт старых улочек, зачастую просто неприлично узких, а без того редкому шотландскому солнцу едва удается подняться над верхушками суровых, серых, закопченных сажей домов.
Шотландцы не стремятся, как исландцы, компенсировать свой не совсем удачный климат веселенькими расцветками домов — они гордятся своей серостью и умеют её подать.
Кстати про климат. Шотландцы просто обожают жаловаться на погоду. Дескать, лета нет, зимы нет, одна сплошная осень и дожди и ветра и темно и сыро и холодно. И вообще, если бы не климат, то была бы сказка, а не страна, а так вообще жить не хочется. Но вы уже поняли по фоткам, что дождей как-то даже в сентябре что-то не видно, да и википедия соглашается, что осадков в Эдинбурге столько же, сколько в родном Минске, а солнца всего на 20% меньше. Зато взамен — крепкие 7 градусов тепла в разгар зимы. Мое мнение: проблема климата в Шотландии сильно преувеличена.
Но вернемся к Эдинбургу. У города крайне примечательное расположение: Эдинбургский замок построен на скале, а главная улица, именуемая Royal Mile, спускается от замка к уровню моря по склону, который остался от схода ледника. К главной улице в свою очередь примыкают многочисленные переулки и тупики.
В общем вот эта вот Королевская миля — одна из самых живописных улиц, что я видел.
Тупички.
Начинаясь у замка, улица заканчивается достаточно стремным современным зданием шотландского парламента.
Боковые улочки неописуемо прекрасны.
Вот площадь Grassmarket, на которой веками проходили публичные казни, а ещё каких-то 50 лет назад все кишело ночлежками и бомжами. Теперь здесь богатый центр.
Облик центрального Эдинбурга во многом продиктован необычным рельефом. Вот, например, двухуровневая Victoria Street.
Одна улица пересекает другую на десятиметровой высоте.
А у зданий, расположенных на Market Street, первый этаж одновременно является пятым.
Беречь свои города британцы научились относительно недавно, поэтому здесь хватает современных бетонных коробок.
Мы поселились в хостеле под названием Castle Rock. Лучший хостел из всех, что мне доводилось видеть, уже ради него можно приехать в Эдинбург!
В 20 минутах ходьбы от центра находится Холирудский парк, который совсем не похож на привычные городские парки.
Практически в центре полумиллионного города находится вот такой оазис дикой природы.
Высшая точка — “Трон Артура”.
Посмотрим, что там вдали от центра.
Кажется, ничего интересного.
Haters gonna hate.
Лестница Иакова.
Дворики.
Твид.
А на тусовочных улицах Нового города витает атмосфера лондонского алкогольного угара.
Эдинбург — один из самых красивых городов мира.