Когда два года назад мы заехали в Монголию по дороге в Китай, мы решили, что не будем себя уважать, если ни разу не выберемся на природу. В Монголии уйма красивых мест (в основном это разные части пустыни Гоби и всякие живописные горы), но посещение практически любого из них сильно затруднено ввиду отсутствия в стране дорог как таковых. Поскольку страна по большей части плоская и лишенная каких-либо естественных преград, у монголов никогда не было необходимости прокладывать дороги: если ты монгол и тебе нужно на север, то ты просто идешь на север из той точки, в которой находишься. Поэтому “нет дорог” это не преувеличение, шоссе здесь может выглядеть как 20-30 колей, пропаханных колесами в почве и растянутых на полкилометра по ширине. Это норма.
А раз нет дорог, то нет и общественного транспорта, и единственный способ посмотреть “настоящую Монголию” — это брать джип с водителем и ехать непременно на пустой желудок. Это влетает в приличную копейку, и сгонять из Улан-Батора посмотреть на дюны в Гоби обойдется в сумму, эквивалентную поездке в Тунис посмотреть на дюны Сахары.
Так или иначе, в центре страны есть город (село) Хархорин, до которого все-таки проложена дорога, а рядом с ним — национальный парк “Хангайские горы”, про который бывалые монголоведы говорят, что если и выбирать одно место для посещения в стране, то это оно. Так что выбор был сделан.
Хархорин одно время был столицей Монгольской империи. Сегодня это несколько сотен юрт и хат, беспорядочно разбросанных по степи.
Здесь же живет и заведует гестхаусом имени себя замечательная тетушка Гая, НА ФОТО СЛЕВА.
Гестхаус — потрясающе душевное место с вкусной едой и бесконечными разговорами с интересными людьми, которые здесь неизменно останавливаются.
Идея ночлега в юрте поначалу кажется интересной и романтичной, но это ощущение уходит, как только посреди ночи догорает печка и температура внутри и снаружи становится одинаковой: примерно 2 градуса ниже нуля (в сентябре-то).
Наутро Гая отвезла нас на местную барахолку, где путешественники перед походом в горы закупаются теплыми шмотками за бесценок, а потом сдают их обратно за ненадобностью. “Со найс, бат соооооооооо кольд!” — описывала горы Гая.
Даунтаун Хархорина.
Впереди нас ждали три дня скачек на лошадях, еды на костре и ночевок в юртах! Что может быть лучше!
Водитель привез нас к началу пути, где уже ждал напрочь не говорящий ни на каком кроме монгольского проводник Мишке, так что инструктажа по управлению карликовыми монгольскими лошадьми не последовало. Разберемся.
Скакать по степи и по горам, даже без опыта управления лошадьми, — потрясающе весело! Азы управления осваиваешь за полчаса-час и по мере освоения понемногу разбавляешь езду новыми элементами. Уже на второй день нещадно болят колени и зад, но что поделать. Ноу пэйн — ноу гейн.
А теперь — фотографии!
Монголия — возможно самое интересное в мире место для любителей экотуризма. Вся страна — это по сути национальный парк в полтора миллиона квадратных километров, не испорченный в угоду туристам и открывающийся только самым настойчивым.
Приезжайте, даже виза не нужна.